КС растолковал правила обжалования определений суда



КСУ предоставил токование норм ГПК в аспекте того, подлежат ли отдельному апелляционному обжалованию решения суда первой инстанции, не указанные в ч.1 ст. 293 Кодекса

Сегодня, 24 апреля, Конституционный Суд Украины обнародовал принятое 22 апреля Решение по делу по конституционному обращению гражданина Рейниша Леонида Валерьевича относительно официального толкования положения п. 10 ч. 1 ст. 293 ГПК во взаимосвязи с положениями п. 8 ч. 3 ст. 129 Конституции Украины, ч. 2 ст. 293 ГПК.

Г-н Рейниш обратился в Суд с просьбой о толковании выше указанных норм в аспекте того, подлежат ли отдельному апелляционному обжалованию решения суда первой инстанции, не указанные в ч.1 ст. 293 Кодекса.

Необходимость в официальном толковании обосновывалась неоднозначным применением судами общей юрисдикции положения п. 10 ч.1 статьи 293 Кодекса. Из содержания предоставленных копий решений усматривается, что в одних случаях суды принимали к рассмотрению жалобы на определения суда первой инстанции об отказе во внесении исправлений в решение, а в других - отказывали в таком рассмотрении.

В ч. 1 ст. 293 Кодекса содержится перечень определений суда первой инстанции, которые могут быть обжалованы в апелляционном порядке отдельно от решения суда. Согласно ч. 2 ст. 293 Кодекса возражения на определения, которые не подлежат обжалованию отдельно от решения суда, включаются в апелляционную жалобу на решение суда.

Анализ этих статей предоставляет основания для вывода, что они устанавливают особенностиобжалования определений суда первой инстанции, а именно - вместе с решением суда или отдельно от него.

Согласно правовой позиции КСУ положения п. 8 ч. 3 ст.29 Конституции Украины относительно обеспечения апелляционного обжалования решения суда, кроме случаев, определенных законом, необходимо понимать так, что в гражданском процессе апелляционному обжалованию подлежат определения за исключением случаев, когда такое обжалование запрещено законом (Решение № 3-рп/2010, № 12-рп/2010, № 18-рп/2010); перечень определений суда первой инстанции, которые могут быть обжалованы в апелляционном порядке отдельно от решения суда , приведен в ст. 293 Кодекса, не является исчерпывающим.

Согласно п. 10 ч. 1 ст. 293 Кодекса отдельно от решения суда могут быть обжалованы в апелляционном порядке постановления суда первой инстанции о внесении исправлений в решение.

КСУ учитывает, что особенностью определений суда первой инстанции о внесении исправлений в решение или отказа во внесении исправлений является то, что суд может внести их в любое время, в том числе и после вступления решения в законную силу. В этих условиях такие решения суда первой инстанции фактически не могут быть обжалованы вместе с решением суда.

Кроме того, отсутствие возможности апелляционного обжалования определений суда первой инстанции об отказе во внесении исправлений в решение отдельно от решения суда в случае, если имеющиеся в тексте судебного решения неточности (арифметические ошибки или описки) касаются существенных обстоятельств, может осложнить или даже сделать
 невозможным исполнения судебного решения.

Исходя из вышеизложенного, Конституционный Суд пришел к выводу, что в аспекте конституционного обращения положения п. 10 ч. 1 ст. 293 ГПК во взаимосвязи с положениями п. 8 ч. 3 ст. 129 Конституции Украины, ч. 2 ст. 293 ГПК необходимо понимать так, что апелляционному обжалованию отдельно от решения суда подлежат определения суда первой инстанции как о внесении исправлений в решение, так и об отказе во внесении исправлений в решение.

Парламент может отменить обязательное нотариальное заверение ряда документов

На рассмотрение ВР предложен правительственный законопроект, которым предлагается разрешить засвидетельствование копий ряда документов должностными лицами органов госвласти, предприятий и др.

В Верховной Раде сегодня обсуждался законопроект № 4582 относительно засвидетельствования верности копий (фотокопий) документов и выписок из них и подлинности подписи на документах. В связи с отсутствием нужного количества депутатов в зале, голосование состоится на следующем заседании ВР.

Проектом предусмотрено расширение перечня случаев засвидетельствование верности копий(фотокопий) документов и выписок из них, подлинности подписи на документах не только нотариально, но и должностными лицами органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций.

Согласно проекту должностные лица соответствующих органов, предприятий, др. смогут, в частности,заверять подлинность копий следующих документов:

- документы, которые предоставляются для получения лицензии на производство спирта этилового, коньячного и плодового, спирта этилового ректифицированного виноградного, спирта этилового ректифицированного плодового, спирта-сырца виноградного, спирта-сырца плодового, алкогольных напитков и табачных изделий, - должностным лицом органа лицензирования;

- документы, предоставляемые для получения лицензии на импорт, экспорт, оптовую и розничную торговлю алкогольными напитками и табачными изделиями, - должностным лицом органа лицензирования

- учредительные документы, которые подтверждают право юрлица быть покупателем объекта приватизации, согласно ч. 4 ст. 7 Закона о приватизации небольших госпредприятий - должностным лицом органа приватизации. То же самое касается заверения учредительных документов, предоставляемых для регистрации в качестве участника аукциона.

- соглашение с принимающей стороной о цели, гарантии надежного хранения и возвращения культурных ценностей в обусловленный соглашением срок, - должностным лицом центрального органа исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует госполитику в сфере вывоза, ввоза и возвращения культурных ценностей (данное соглашение прилагается к ходатайству о разрешении на временный вывоз культурных ценностей);

- свидетельство о смерти физлица-предпринимателя, предоставляемое для аннулирования лицензии в соответствии со ст. 21 Закона о лицензировании некоторых видов хозяйственной деятельности, - должностным лицом соответствующего органа лицензирования;

- передаточного акта или разделительного баланса, утвержденные органом, который принял решение о прекращении деятельности кредитного союза, согласно ст. 9 Закона о кредитных союзах - должностным лицом Нацкомфинуслуг;

- лицензия на право предоставления услуг по перевозке пассажиров для участия в проведении конкурса на на перевозку пассажиров на автобусном маршруте общего пользования согласно ст. 46 Закона об автомобильным транспортом - должностным лицом предприятия (организации), которая обеспечивает подготовку материалов для проведения заседаний конкурсного комитета;

- учредительные документы, предоставляемые юрлицом, которое намерено приобрести статус оптового рынка с/х продукции согласно ст. 4 Закона об оптовых рынках с/х продукции, - должностным лицом центрального органа исполнительной власти по вопросам аграрной политики

Отметим, проектом предлагается альтернатива, то есть возможность засвидетельствования копий выше указанных документов нотариусом не отменяется.

Главное научно-экспертное управление ВР в целом поддерживает законопроект, однако предлагает учесть ряд замечаний:

- уточнить название проекта, в частности, исключить из
 него термин «фотокопия» (так в тексте проекта он не применяется), и слова «выписок из них» (поскольку выписка из документа также является документом);

- дополнить раздел II проекта поручением Кабмину принять подзаконный нормативно-правовой акт о порядке засвидетельствования должностными лицами органов госвласти и другими лицами документов для предоставления им юридической достоверности.

Напомним, с аналогичной инициативой выступал в прошлом году и Кабмин Азарова - законопроект № 3077, который был отозван 27 февраля 2014 г.

10 минусов антикризисного закона правительства



Закон о предотвращении финансовой катастрофы сам может стать катастрофой

Принятый на прошлой неделе правительственный закон об антикризисных мерах заставил понервничать многих. Но главные проблемы могут оказаться впереди. Об этом говорит глава комитета ВРУ по вопросам налоговой и таможенной политики Виталий Хомутынник, пишет Forbes.

Документ писали в Кабмине в закрытом режиме и по ускоренной процедуре «ввиду революционной целесообразности». Именно так в правительстве пояснили, почему законопроект, в котором 90% — это поправки в Налоговый кодекс, даже не попал на рассмотрение в профильный комитет по вопросам налоговой и таможенной политики.

Поэтому депутатская группа «Экономическое развитие», в которой я являюсь заместителем главы, за документ не голосовала. Профильный комитет не имел к документу никакого отношения, и мы были против такой процедуры его приятия. Но через несколько часов уговоров и угроз о дефолте со стороны чиновников из Кабмина, было решено поддержать законопроект.

С первого апреля (когда закон был опубликован и сразу вступил в силу) телефоны в комитете не умолкают. Нервничают представители бизнеса, эксперты, чиновники. Главный вопрос — «Вы знаете, что теперь будет?». Отвечу прямо — будет сложно. После детального анализа антикризисного закона правительства, мы выделили в документе десять его самых проблемных положений. Этот список неполный и может быть продолжен. Подчеркну, что это не «критика ради критики», у нас есть конструктивные предложения, которые позволят минимизировать негативные последствия спорных статей для бизнеса. Часть поправок прописаны в законопроекте, зарегистрированном в парламенте, остальные — скоро будут в отдельном проекте. Ниже — детально о каждом из десятки проблемных пунктов документа и вариантах их изменения.

1. Ставки налога на прибыль в размере 18% и НДС в размере 20% вводятся на постоянной основе — снижения ставок по двум основным налогам в следующем году не будет. То есть в Кабмине уже сейчас прогнозируют ухудшение экономической ситуации и в следующем году. Но, меняя правила игры, правительство не дает никаких стимулов взамен. Мы считаем, что запланированное снижение налогов нужно вернуть.

2. С 1 июля процентные доходы (свыше 20 706 грн в год) по депозитам будут облагаться подоходным налогом: 15% — если проценты начислены свыше 248 472 грн (за 2014 год), 20% — если проценты начислены от 248 473 грн до 482 328 грн, и 25% — если проценты начислены от 482 329 грн. Это уже вызвало отток вкладов из банковской системы, которая и так неустойчива. Предлагаем вообще не облагать процентные доходы или вернуть прежнюю ставку в размере 5%.

3. Налоговики получат упрощенный доступ к информации о депозитах населения в банках — закон снимает ограничения на получение информации, содержащей банковскую тайну. Нужно детально расписать условия получения и процедуру использования налоговиками информации о банковских вкладчиках.

4. Налогообложение дивидендов, роялти и инвестиционной прибыли по прогрессивной шкале (15%, 20% и 25%). Такие методы приведут только к тенизации пассивных доходов, а «проиграет» в результате госбюджет. Нужно вернуть прежнюю ставку в размере 5%.

5. Отсутствие прогрессивных мер по выводу зарплат из «тени». Стоит изменить действующую норму налогообложения доходов в виде зарплат и ввести прогрессивную шкалу подоходного налога со ставками 10%, 15% и 20%. Это позволит уменьшить на 5% налоговую нагрузку на фонд оплаты труда, при этом значительные суммы доходов облагать по повышенным ставкам. Такой подход более справедлив.

6. Введение новой категории налогоплательщиков: те, кто имеют или пользуются земельным участком больше 12 соток и используют устройства для получения воды из-под земли в объеме больше 13 м куб. на человека в месяц, должны платить за пользование недрами. По факту — это налог на колодцы и скважины, которые находятся в частной собственности граждан. К тому же неясно, как собирать такие налоги, ведь, чтобы проверить, есть ли у кого-то скважина, нужно как минимум решение суда для доступа на частную территорию. Учитывая, что параллельно законом вводится налогообложение общей площади, куда попадают и бассейны, для которых используют подземные воды, то во введении так называемого «налога на колодцы и скважины» вообще нет смысла.

7. Налог на недвижимость теперь взимается с общей площади объекта жилой недвижимости, в том числе с его частей. На деле получается, что взимать налог на недвижимость будут и с помещений для содержания домашних животных или сараев для хранения хозяйственного инвентаря. Нужно вернуть норму, когда налог взимается с жилой площади, и увеличить ставки налога на недвижимость для домов и квартир с большой площадью.

8. В два раза повышается сбор за пользование радиочастотными ресурсами, что приведет к росту цен на услуги мобильной связи. Нужно оставить ставки на нынешнем уровне и внедрить в Украине европейские подходы, а именно дать право пользователям радиочастот применять современные технологии 3-его и 4-го поколений. Государственный бюджет в результате получит средства с лицензий, а операторы и пользователи — новое качество связи.

9. Решение повысить акцизы
 в среднем на 25-45% при падении производства всех групп подакцизных товаров до 30% — очень преждевременное. Эти нормы вступают в силу со второго полугодия, к тому времени нужно еще раз оценить состояние отдельных отраслей и определиться, есть ли смысл в кардинальном повышении ставок.

10. Сбор с продажи валюты в размере 0,5% на постоянной основе. Норму нужно сделать временной до конца 2014 года и при необходимости продлить еще на год.

Турчинов подписал Закон о допуске в Украину иностранных военных для учений



На территории Украины при участии вооруженных сил других государств в 2014 году пройдут украинско-польские, украинско-американские, украинско-молдавско-румынские и др. учения

Закон № 1182-VII «Об одобрении решения Президента Украины о допуске подразделений вооруженных сил других государств на территорию Украины в 2014 году для участия в многонациональных учениях» подписан и.о. Президента А.Турчиновым (принят ВР 1 апреля, проект № 4561).

Таким образом, на территории Украины при участии вооруженных сил других государств в 2014 году пройдут:
    - украинско-польские учения авиационных подразделений на уровне эскадрилий, учения подразделений военной полиции «Правопорядок-2014», а также учения авиационных подразделений «Безопасное небо-2014» (пройдут с мая по октябрь, во Львовской области);

    - украинско-американские
     учения «Репид Трайдент-2014» и «Си Бриз-2014» (в период с июня по сентябрь и с июля по октябрь, во Львовской обл. и в акватории Черного моря);

    - многонациональные учения «Светлая лавина-2014» и учения горно-пехотных подразделений «Карпаты-2014» (будут задействованы украинские, румынские и венгерские военные, проходить учения будут во Львовской и Закарпатской областях в период с августа по октябрь);

    - украинско-молдавско-румынские учения механизированных подразделений «Юг-2014» (на территории Николаевской обл. в период с сентября по октябрь).

Міграційна служба пропонує скасувати обмеження на видачу закордонних паспортів



У разі прийняття законопроекту, термін оформлення закордонного паспорта міграційна служба зможе скоротити до 20 днів.

Державна міграційна служба України розробилазаконопроект, яким пропонується внести важливі зміни до Закону України «Про порядок виїзду з України і в'їзду в Україну громадян України».

Зокрема йдеться про статтю 6 Закону, якою встановлено підстави для тимчасових обмежень у видачі паспорта громадянина України для виїзду за кордон, а також тимчасових обмежень у виїзді за межі України.

Цією статтею фактично встановлено необхідність дублювання здійснення перевірки відсутності підстав для зазначених обмежень міграційною та прикордонною службами. Саме на виконання цієї статті громадяни раніше змушені були подавати підрозділам міграційної служби довідки про відсутність судимості та інші документи.

Пропонуючи відмовитись від перевірок на етапі видачі закордонного паспорта, міграційна служба виходить з того, перевірка обставин, які перешкоджають пропуску громадянина через державний кордон України, у будь-якому випадку проводиться працівниками прикордонної служби під час перетину кордону особою шляхом автоматичної перевірки наявності даних особи у відповідних базах даних.

Здійснення ж будь-яких перевірок, окрім ідентифікації особи, під час оформлення паспорта для виїзду за кордон не має жодного змісту, а лише затягує процес оформлення та створює додаткові навантаження на працівників ДМС України та створює передумови для корупційних діянь.

Законопроект пропонує залишити обмеження на видачу закордонного паспорта лише у випадках оформлення дозволу на виїзд на постійне проживання за
 кордоном. Як очікується, у разі прийняття законопроекту, термін оформлення закордонного паспорта міграційна служба зможе скоротити до 20 днів.

Окрім зазначених змін, законопроектом пропонується видача закордонних паспортів з 16-річного, а не з 18-річного віку, як було раніше. Це нововведення необхідно молоді, яка планує навчатися за кордоном. Оформлення проїзного документа дитини створює суттєві незручності для таких дітей через обмежений строк дії документа – 3 роки. Окрім того, не всі держави визнають цей документ.

Рада намерена запретить деятельность партий, которые занимаются сепаратистской деятельностью



На заседании парламента будет поставлен вопрос о запрете деятельности политических партий и общественных организаций, которые стоят на позициях сепаратизма и работают против собственного государства.

Верховная Рада на заседании во вторник, 8 апреля рассмотрит вопрос об усилении ответственности за сепаратизм и запрете партий, которые занимаются сепаратистской деятельностью, заявил и.о.президента, председатель парламента Александр Турчинов.
"Завтра Верховная Рада одним из первых вопросов рассмотрит закон об усилении уголовной ответственности за сепаратизм и другие преступления против государства. В соответствии с украинским законодательством будет поставлен вопрос о запрете деятельности политических партий и общественных
 организаций, которые стоят на позициях сепаратизма и работают против собственного государства", – заявил он в телеобращении в понедельник, 7 апреля.
При этом и.о. главы государства добавил:
"Я с уважением отношусь к разным политическим взглядам, в том числе и наших оппонентов. Но сепаратизм и использование оружия против собственного государства, что несет прямую угрозу безопасности и жизни наших граждан – это не политика. Это - тяжкое преступление! А против преступников мы будем действовать адекватно и решительно".

Харьковчанка через суд получила загранпаспорт за 170 грн



Девушка стала первой в 1,5-миллионном городе, кому удалось победить систему.

В Харькове впервые выдан заграничный паспорт, который обошелся владельцу в 170 гривен. Принципиальное нежелание платить деньги сверх установленного размера государственной пошлины стоил Оксане Пидопригоре года судебных тяжб.

"После годичной судебной тяжбы, я, наконец, получила загранпаспорт за 170 гривен в ГУ ГМС Украины в Харьковской области. Первая в Харькове и, кажется, вторая в Украине. Справедливость есть и за нее стоит бороться", - прокомментировала молодая харьковчанка это событие в соцсети Facebook.

Девушка подала документы еще в феврале 2013 года, но ей отказали, сославшись на отсутствие квитанций об уплате "за бланк паспорта" в размере 120 грн и "за услуги Государственной миграционной службы" в размере 87 грн 15 копеек.

Первые жалобы в прокуратуру и иск в окружной административный суд результата не дали. Лишь Харьковский апелляционный административный суд 21 января 2014 года постановил в полном объеме удовлетворить исковые требования Пидопригоры о выдаче заграничного паспорта "за законную цену" и привлечение к ответственности должностных лиц, которые этому препятствовали.

"Решение по моему делу №820/7751/13-а можно найти в едином государственном реестре судебных решений", - отметила харьковчанка.

Еще через два месяца девушка получила долгожданный документ. Но и на финальном этапе не обошлось без приключений.

"Мне позвонили с ГМС и сами пригласили во внеочередное время прийти подать документы уже в Главное управление ГМСУ в Харьковской области. При подаче документов работник, которая принимала у меня их, пообещала позвонить и сообщить, когда паспорт будет готов. 1 апреля (тогда я даже не подумала, что это может быть шутка) мне позвонили из ГМС и поинтересовались: "Почему же вы до сих пор не пришли за паспортом?". Я объяснила обещание работника и сказала, что готова забрать паспорт. Мне сообщили, что я могу сделать это с понедельника по четверг с 15 до 17 часов. Конечно же, уже 2 апреля в 15 часов я была в помещении ГМС. Но паспорт выдавать мне отказались. Как высказалась работник: "У нас еще есть один вопросик... Ну, время еще позволяет нам не выдать сегодня, а позже", - рассказала Пидопригора.

Через несколько дней выдача паспорта таки произошла.

"После 15 минут непонятного ожидания, несмотря на все мои объяснения охраннику "мне назначили на 16:30", меня пригласили в "служебное помещение". Фактически - на второй этаж учреждения, где вход по системе магнитных ключей. Вместе со мной пошли друзья, которых пытались выгнать. Мне "пригрозили" тем, что меня могут отправить получать паспорт и "внизу". То есть ко всем тем, кто заплатил по 500 грн, на что я ответила, что мне все равно, где получать паспорт, лишь бы только получать. Все же, после значительного количества времени и попытки позвонить на горячую линию ГМС, мне вынесли мой паспорт, 100-500 раз подчеркнув, что только мне и только согласно решению суда, а другие могут даже не пробовать так подавать
 документы до изменения законодательства", - сообщила харьковчанка.

По ее словам, работница ГМС назвала такой вариант получения паспорта "терроризированием" миграционной службы и выразила надежду, что такое больше не повторится.

"А будет нормальная законодательная база, которую новые руководители доведут до ума, и тогда все будет хорошо", - пересказала Подопригора диалог.

По словам владелицы нового паспорта, ее друзья попрощались с представителями ГМС словами "Слава Украине!", на что услышали ответ: "Героям слава!".

Рада ужесточила ответственность за преступления против нацбезопасности



Народные депутаты Украины поддержали в целом законопроект № 4524-1 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Украины (относительно усиления ответственности за совершение преступлений против основ национальной безопасности Украины)". За соответствующее решение проголосовал 231 нардеп.

Закон вносит изменения в санкций статей 110, 111, 113, 114 и 279 Уголовного кодекса Украины в части увеличения сроков лишения свободы.

Так, посягательство на территориальную целостность и неприкосновенность Украины будут наказываться лишением свободы на срок от 3 до 5 лет. Те же действия, если они совершены повторно или по предварительному сговору группой лиц, будут наказываться лишением свободы на срок от 5 до 10 лет.

Если эти действия приведут к гибели людей или другим тяжелым последствиям, они наказываются лишением свободы на срок от 10 до 15 лет или пожизненным лишением свободы.

Государственная измена будет караться лишением свободы на срок от 12 до 15 лет, диверсия и шпионаж будет наказываться лишением свободы на срок от 10 до 15 лет.

Также закон дополняет Уголовный кодекс Украины новой статьей 114-1, установив ответственность за препятствование в особый период законной деятельности Вооруженных сил Украины и других военных формирований, образованных в соответствии с законом Украины.

Такие деяния будут наказываться лишением свободы на срок
 от 5 до 8 лет, а то же деяние, которое привело к гибели людей или другим тяжелым последствиям, - лишением свободы на срок от 8 до 15 лет.

Захват вокзала, аэродрома, порта, станции или другого транспортного предприятия, учреждения или организации будет наказываться лишением свободы на срок от 5 до 8 лет. А если эти действия повлекли гибель людей или иные тяжкие последствия, наказываются лишением свободы на срок от 8 до 15 лет.